Правило золотого сечения

   Существует несколько правил для получения визуально гармоничных фотографий. Наиболее популярным и полезным является правило «золотого сечения». Разработанное живописцами, это правило действует по принципу, что если вы делите изображение в соотношении 2:1, композиция обретает законченность. 

   Всё, что необходимо для применения этого правила - разделить видоискатель вашей камеры на 9 секторов воображаемыми вертикальными и горизонтальными линиями - своеобразную решетку. Затем вы можете применять эту решетку для расположения наиболее значимых элементов композиции. Если присутствует очевидный центр композиции (например, единственное дерево в поле, красный цветок среди желтых или лодка, дрейфующая на морских волнах), вам следует расположить ее на одном из четырех пересечений решетки, таким образом, чтобы она была на треть сверху или снизу рамки и на треть с каждой стороны. Можно использовать любую точку, но, располагая объект таким образом, вы автоматически получаете наиболее выигрышную композицию, чем при условии, когда точка фокусирования расположена любым другим способом. 

   Вертикальные линии решетки можно также использовать для разделения рамки по вертикали. Если вы, например, снимаете строение в промежутке между деревьями, расположите его между деревьями на одну треть, отступив от левого края изображения, а здание - на одну треть от верхнего края. Таким образом, глаз будет непроизвольно следовать между деревьями и фокусироваться на строении. Когда солнце заходит за горизонт на море, на поверхности воды образуется световая линия бликов, играющая роль рамки и разделяющая композицию. Естественным побуждением было бы расположить отражение ниже середины видоискателя камеры, но расположение его в соответствии с правилом «золотого сечения» будет более эффектным. И, наконец, при фотографировании ландшафта многие фотографы имеют обыкновение располагать линию горизонта по центру. Но если это хорошо смотрится на абсолютно симметричных композициях, то при зеркальном отражении объекта, к примеру, на поверхности озера этого следует избегать, поскольку линия горизонта делит изображение на две равные части, в результате чего, получается слишком статичная и не интересная композиция. 

   Более эффектно использовать горизонтальные линии воображаемой решетки для определения места расположения линии горизонта. Размещение линии горизонта вдоль верхней линии решетки даст соотношение ландшафта и неба 2:1 и выделит передний план сцены, тогда как расположение по нижней линии решетки даст соотношение 1:2 и выделит небо. Не обязательно бездумно следовать этому правилу, но, в основном, чем дальше от центра видоискателя вы располагаете линию горизонта, тем лучше. 

Правило золотого сечения
Правило золотого сечения

   Часто встречающаяся ошибка начинающих фотографов - расположение главных объектов в центре кадра.

   Плохого в этом ничего нет, если вы не стремитесь к художественной фотографии, но если же вы хотите сделать свои снимки красивыми, то просто обязаны знать и применять правило золотого сечения (правило третей в фотографии).

   Принцип золотого сечения гласит: если выбрать сторону А за единицу длины, то сторона В=0,618*А, кадр делится на три части по горизонтали и вертикали.

   При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка -"узел внимания". Как вы уже заметили их четыре.


Правило золотого сечения
Правило золотого сечения

   При пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуется особая точка -"узел внимания". Как вы уже заметили их четыре.
   Психология такова, что именно в этих точках человеку приятней всего видеть главный объект или элемент кадра, именно в них останавливается взгляд в независимости от формата кадра или картины.
   Если вы хотите улучшить композицию своих фотографии, то главный элемент снимка располагайте в "узлах внимания".
   Есть мнение, что осмотр изображения происходит по дуге 1->2->3->4, при этом наиболее длительное время взгляд останавливается на узле внимания №2.
   Для упрощения жизни сетку можно упростить, разделив ее не по правилу золотого сечения, а ровно на три части.

Правило золотого сечения
Правило золотого сечения

   Правило «золотого сечения» используется преимущественно при съемке ландшафтов, натюрмортов и т.д. Но оно также полезно при съемке крупным планом и объектов, где присутствует центр композиции или естественное деление композиции. Несмотря на то, что правило «золотого сечения» оказывает существенную помощь при выстраивании композиции, никогда не вписывайте изображение в это или любое другое правило насильно. Это сделает вашу работу предсказуемой и, что гораздо хуже скучной. 

   Правило золотого сечения было известно еще строителям египетских пирамид, но оно не потеряло своей актуальности и теперь. Правило золотого сечения - основа гармоничной и легко воспринимаемой композиции - при фотографировании пейзажей в горах может быть применено с большим эффектом. Это возможно потому, что горные пейзажи зачастую содержат много наклонных и вертикальных линий, в дополнение к горизонтальным линиям, столь характерным для равнинных пейзажей. Формально, правило золотого сечения заключается в расположении линий и объектов не посередине кадра, а немного сбоку - так, что бы соотношение расстояний от, например, линии до ближней и до дальней границ кадра равнялось соотношению расстояния от линии до дальней границы к размеру всего кадра. 

Правило золотого сечения
Правило золотого сечения

   В центре внимания - глаза (точнее очки) модели и сахарная вата.

Законы созданы, чтобы их нарушать =) Не надо слепо подчиняться этому правилу, иначе ваша работа будет предсказуема...

   Человеческому глазу достаточно доли секунды, чтобы осмотреть изображение, и если оно сразу не понравится (взгляду будет не за что зацепиться), то разглядывать дальше мы его уже не будем, не говоря уже о размышлении над ним.



Кадр сформированный по правилу золотого сечения может выглядеть, к примеру, так:




   Для практического применения в фотографии часто бывает достаточно следовать правилу третей: например, расстояние этой линии до левой границы кадра равно удвоенному расстоянию до правой, и т. д. Очевидно, что в прямоугольном кадре легко насчитать четыре линии золотого сечения (правая, левая, верхняя и нижняя), и четыре точки золотого сечения, соответственно лежащих на пересечении этих линий. Почему надо помещать объект в линию или точку золотого сечения? Из психологии восприятия известно, что элемент сцены (камень, цветок, освещённое солнцем пятно на склоне горы), помещённые в точки золотого сечения, привлекают на себя внимание зрителя. Этим, безусловно, надо пользоваться для подчёркивания интересных, несущих смысловую нагрузку элементов сцены, или, наоборот, не помещать туда бессмысленные, несоответствующие художественному замыслу элементы, типа отцветшего цветка или валяющейся бутылки. С другой стороны, правило золотого сечения не должно быть догмой. Например, не стоит помещать береговую линию озера на уровень нижнего золотого сечения, если поверхность озера проецируется в кадр как монотонная серая полоса, занимающая целую треть кадра. 

   При использовании правила «Золотого сечения», необходимо не забывать про линию горизонта. 
   Правильная ее постановка, соответствует одной из линий горизонтальных третей, верхней или нижней, в зависимости от композиции. На рисунке показано позиционирование горизонта, по нижней линии трети. 

   При кадрировании изображения линии горизонта выгоднее располагать по одной из вертикальных линий сетки.

   Центр внимания кадра и «вопрекизмы». Взгляд зрителя надо уважать. Это означает, что его нельзя заставлять мучительно блуждать по вашей фотографии от одного небрежно помещённого объекта к другому, в попытках понять, что тут более интересно - этот пень или тот камень? Иными словами, в вашей композиции должен быть центр внимания. Однако, недостаточно просто поместить некий объект в точку золотого сечения и уповать на психологию восприятия. Надо, чтобы вся композиция работала на «вежливое препровождение» взгляда зрителя к этому объекту. Что же именно должно быть в центре внимания? Всё, что смотрится красиво или необычно там, где вы снимаете. 

   В горах, из-за небольшого разнообразия композиционных элементов, всегда бывает легко (и очень полезно) «сменить материал» - например, показать цветок на фоне камней, или камень на фоне мхов, или кочку мха на фоне падающей воды, или, камень, о который разбивается струя водопада, и т. д. При поиске таких парных комбинаций можно руководствоваться вопросом: а что в пределах этой сцены есть такого, что растёт (стоит, лежит) вопреки давлению окружения? Дерево на камне – идеальный пример такого «вопрекизма». Запечатлённый пример такой «героической борьбы» всегда вызовет одобрение вашего снимка зрителем. Взглянув чуть более философски на задачу о центре композиции, можно сказать, что она, в конце концов, сводится к простому вопросу – что вы хотите сказать этим кадром? Постарайтесь ответить себе на этот вопрос, компонуя кадр (а не рассматривая его потом), и если ответа нет – лучше не снимайте его вообще. 

  Подчёркивание диагоналей. Траектория движения фокуса внимания зрителя редко бывает параллельно краям кадра, поэтому расположение отдельных линий сцены по диагоналям кадра воспринимается гармонично и позволяет связать содержимое кадра (например, передний и задний план) в единое целое. К сожалению, классический пример построения диагонали в равнинном пейзаже – дорога, выходящая из левого (или правого) нижнего угла и заканчивающейся где-то на горизонте (перспективная диагональ) - вряд ли будет работать в горных пейзажах по простой причине отсутствия в горах прямых дорог. Зато, для съёмки в горах более чем достаточно естественных диагоналей. Например, ею может стать наклонный пласт горной породы или сбегающий по нему поток воды наклонённая ветром ёлка или застрявшее в водопаде бревно. Для перспективной диагонали хорошо подойдёт тень от крутой скалы или отражение скалы в горном озере. 

   Художественная диагональ не есть диагональ геометрическая. Иными словами, она вовсе не обязательно должна пролегать строго из одного угла кадра в противоположный. Существует множество вариантов неполных диагоналей. Например, хорошие результаты также получаются при использовании диагоналей, идущих из угла в точку, делящей противоположенную сторону кадра в соотношении золотого сечения, или соединяющей точки золотого сечения, лежащие на противоположенных сторонах кадра и так далее, то есть, возможны многочисленные варианты. 

   Боковое оформление кадра. Иногда бывает очень хорошо поместить на левую или правую границу кадра какой-нибудь вертикальный объект (чаще всего – дерево, вертикальную стенку скалы и т. д). Делают это для того, чтобы внимание зрителя не уходило «за кадр», что часто бывает при подчеркивание нескольких диагоналей в одном направлении (например, из левого верхнего угла в правый нижний). Такое «сползание внимания» особенно актуально при отсутствии ярко выраженного центра внимания в кадре.

Правило золотого сечения
Правило золотого сечения

   Любой снимок, даже построенный по правилу «Золотого сечения», может быть неправильно воспринят и не понят, только лишь потому, что не учтено направление движение (взгляда, действия) объекта съемки. На рисунке девушке совершенно не остается места для, продолжения движения (она уходит из кадра), хотя кадр построен в соотношениях «Золотого сечения». На следующем рисунке такое пространство у нее есть.

  Данное правило касается не только движения ( людей, животных машин), но и взгляда ( портрет), динамики поворота тела, лица, или сюжетного действия. 

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    Екатерина (Четверг, 21 Июнь 2012 15:22)

    Очень, помогло.
    Никогда не думала. Пересмотрела свои фото- да, уж! Как много ошибок!
    Спасибо!!!!!!!!!

  • #2

    Лиз (Пятница, 22 Июнь 2012 09:43)

    Интересная статья, особенно для новичков =) Узнала для себя много познавательной и ценной информации.Спасибо.

  • #3

    Боб (Четверг, 05 Июль 2012 09:28)

    Спасибо! Элементарных вещей я не знал, оказывается.
    Помогло очень.