Как фотографировать цифромыльницей

    Самое главное в практической фотографии - это свет. Свет рисует фотографии на светочувствительном элементе камеры, свет дает тени, что привносит в фотографию объем. Если в вашей фотографии хороший свет, скорее всего это удачная фотография. Самым хорошим, а также бесплатным, является солнечный свет. Утром свет мягкий, немного розоватый, длинные нежные тени "играют» на ландшафте. Днем свет жесткий – тени глубокие, резкие. Вечером свет снова мягкий, но уже с желтовато-теплыми оттенками.

    Как вы видите, для того, чтобы воспользоваться нужным светом, достаточно просто подождать нужного времени суток (и погоды). Однако не стоит путать свет с освещением. Если вы не видите теней, скорее всего освещение, которое вы собираетесь использовать, не совсем "фотографично». Подумайте – ведь если нет светлых и темных участков – ваша фотография будет просто блеклой и скучной без красивой игры света. (Оговорюсь, что все еще зависит и от того, что вы снимаете, для некоторых сюжетов бестеневое освещение просто идеально.) 

    О том, какой свет выбрать для каждого сюжета, мы поговорим немного позже. А пока обсудим использование искусственных источников света - вспышек. Все знают, что свет встроенной вспышки позволяет фотографировать, когда солнце село. Но немногие знают о возможности применять вспышку и днем, для подсветки теней (понижается общий контраст сцены). Помните про жесткое дневное освещение, когда тень от носа надежно скрывает половину лица портретируемого? Вот в это время и полезно включить вспышку в режиме заполнения. Если такого режима в Вашем фотоаппарате нет – не отчаивайтесь! Можно просто принудительно включить вспышку. 

    При съемке ночью многие встроенные вспышки грешат тем, что их свет слишком направлен и резок. Бороться с этим можно с помощью скотча, листа белой бумаги или похожего материала, которым заклеивают вспышку для достижения эффекта дополнительного рассеивания. 

Стоит отметить и такой параметр цифровой фотосъемки, как баланс белого. Безусловно, наиболее разумно использовать ту предустановку, которая подходит к ситуации. Например, в солнечный день снимать на предустановке "солнышко». Однако применение неподходящих предустановок может довольно интересно изменить ваши фотографии. Попробуйте в солнечную погоду поснимать на предустановке "пасмурно», и к Вашей фотографии добавится интересный желтовато-теплый оттенок. 

Ну вот, небольшие хитрости освоены. Пора бы навести фотоаппарат и снимать? Давайте подумаем, как лучше снимать, например, портрет? Лично мне в этом отношении нравиться высказывание "надо отсечь все лишние». Перед тем как нажать на кнопку, подумайте. Что вы снимаете? Допустим, вы решили снять портрет своей знакомой/родственника/ребенка. Можете ли вы как-то выделить модель на будущем снимке? Например, расположить модель в середине кадра, взять крупнее ракурс, сделать так, чтобы фон за моделью был непримечательным. Есть ли лишнее в кадре, не характеризующее или никак не связанное с портретируемым? Есть ли предметы, которые связаны с портретируемым, но не попали в кадр? Подумайте, может Вам захочется, что-то изменить? Задумайтесь еще раз и - жмите спуск. 

На самом деле я немного утрирую, заставляя читателя так сосредотачиваться на каждом снимке, но убедительно прошу попробовать так помучиться с 3-4 снимками, ведь потом данные мысли и решения будут возникать у вас без каких-либо сознательных усилий. 

    Конечно же, вместо "изобретения велосипеда», можно воспользоваться правилами композиции, изобретенными до нас. Но помните - выполнение правил поможет Вам в построении кадра, но не гарантирует успеха в получении хороших фотографии. Вот некоторые из правил: 

    - Весь кадр можно условно разделить вертикальными и горизонтальными линиями на девять частей. Объекты на фотографии, располагающиеся на этих линиях, воспринимаются глазом быстрее. Затем будут восприниматься объекты, расположенные на узлах этой сетки. Поэтому лучше помещать важные для сюжета объекты именно на линиях или точках их пересечения. Например, если в пейзаже вас привлекло состояние неба, то ему стоит отдать верхние 2/3 кадра, чтобы линия горизонта располагалась на линии "золотого» сечения. 

    - Видоискатель фотоаппарата, как правило, показывает вам не весь будущий кадр, а какой-то его процент (75-95%). Пренебрежение этим фактом может привести к большим незаполненным пространствам на краях кадра. То же самое, но в меньшей степени, может относиться к визированию по ЖК экрану цифрового компакта (95-100%). Поэтому не экономьте - снимите важный кадр несколько раз, с разных ракурсов. 

    - Не перегружайте снимок множеством деталей. Пусть деталей будет мало, но они окажутся интересными. 

    - При портретной съемке рядом с достопримечательностями старайтесь соблюдать на снимке пропорциональное равновесие памятника и человека, которого фотографируете. Пусть человек будет не точкой на теле архитектуры, а равновесной по значимости фигурой. Например, снимайте портрет на маленькой диафрагме, где левую половину кадра занимает человек, а правую памятник. Естественно, такой кадр нельзя снять вблизи от большого памятника, но попробуйте отойти подальше! Вы можете поймать более интересные кадры, чем вид очередной колонны. 

    - В фотографии, так же как и в картинах, существует три плана изображенного: передний, средний и дальний. Постарайтесь, чтобы каждый из них был заполнен – это даст вашим снимкам глубину. Например, на переднем плане река и камень, на среднем - группа людей, а на дальнем – горная гряда. 

    - Делайте дубли! Не экономьте на кадрах! По ЖК монитору камеры Вы никогда не сможете точно оценить качество только что снятого снимка, а потому – делайте дубли всех важных кадров. 

    Вернемся к портретам. Технически портреты рекомендуется снимать на небольшом зумировании (фокусное расстояние 50-100 мм в 35мм эквиваленте), и на минимальной диафрагме, для того чтобы 
задний фон оказался в зоне нерезкости. Все это делается, дабы не отвлекать внимание зрителя от самого портретируемого на снимке. В вашем фотоаппарате есть сюжетная программа "Портрет»? Смело ее используйте! 

    Фотографировать лучше при мягком свете (утром, вечером, легкая облачность, рассеянная вспышка). Следите за общим положением модели, иногда руки говорят больше, чем лицо человека! Не давайте им просто висеть без дела. И не забывайте про экспокоррекцию, о которой мы говорили выше. 

    Теперь немного о технической стороне съемки. Большинство всех фотографий мы снимаем, держа фотоаппарат в руках. Это удобно, но в условиях плохого освещения надо учитывать, что время, необходимое для экспонирования кадра, может быть достаточно большим (десятые доли, а то и целые секунды). Естественно, удержать камеру все это время неподвижно довольно сложно, в результате возникает смазывание изображения, так называемая “шевеленка”. Чтобы избежать ее, проще всего поставить фотоаппарат на штатив. Даже самый маленький 15-ти сантиметровый штатив за 150 рублей буквально творит чудеса! (к сожалению, за последние 2 года с момента написания статьи цены несколько повысились) Ночной мост не подсветишь вспышкой, но поставьте малюсенький штатив на ограждение набережной, и - вуаля! Четкий, красивый снимок готов! Если же у Вас нет штатива – возьмите фотоаппарат двумя руками, прижмите локти к груди, чтобы образовался жесткий упор, выдохните и аккуратно нажмите на спуск. Для еще большей устойчивости можно облокотиться на что-нибудь. 

    В большинстве случаев при фотографировании Вы будете иметь довольно большую свободу действий. Для съемки одного и того же сюжета пейзаж можно снимать в разное время суток, а человека попросить повернуться в ту или иную сторону, изменить его позу и т.д. Помните об этом при фотографировании не бойтесь немного покомандовать людьми - ради хорошего снимка! Они же вам потом спасибо скажут!